Неплохой бизнес-план нужен для начала ведения хоть какой деятельности, будь то создание, реализации либо строительная сфера. В нем прописываются важные характеристики ведения работы, планы, прогнозы, принципы деятельности. В особенности важен этот документ, если Вы собираетесь уверить инвестора вложить средства в собственный проект.
Сходу нужно обмолвиться, что решающий фактор – это презентация бизнес-плана. Но при «прочих равных» выбор будет изготовлен в пользу тех бизнесменов, которые имеют хорошо разработанный, точный план деятельности на определенный период. И по этому поводу многие задаются вопросом: Как составить бизнес-план самому? — Давайте раберем все по порядку и разъясним как составить бизнес-план без помощи других.
Как составить бизнес-план самому
Вводная часть. Пожалуй, это важнейший раздел документа, так как он является собственного рода приманкой для потенциального инвестора. Каких-то точных требований ко введению не существует, тут может приводиться анализ рынка, обоснование деятельности, актуальность идеи. Введение – это реклама бизнес-плана. Непринципиально, нужен под проект инвестор, кредит, лизинг либо нет. Даже Ваши партнеры будут мотивированы к работе, если они получат на руки грамотный, подробный документ, где будут рассматриваться главные нюансы самостоятельной работы. Если бизнес-план будет предоставляться на рассмотрение конкурсной комиссии, необходимо очень кропотливо поработать над вводной частью.
Нужно осознать, какая аудитория будет заниматься его обсуждением. Если это люди с европейскими либо южноамериканскими взорами на бизнес, то необходимо уделить как можно больше вниманию росту, захвату рынка в кратчайшие сроки. Они хотят окупить свои вложения как можно ранее. Люди с азиатским типом мышления больше настроены на длительную перспективу. Они не обожают спешку и желают крепко захватить тот либо другой сектор рынка навечно.
Неотклонимые элементы: собственные средства, предполагаемый размер займа, поле деятельности, длительные планы. Это «рекламный» элемент, потому направьте внимание на привлекательность предложения.
1. Титульный лист.
Данный раздел должен содержать информацию о разработчике плана, фирме, длительность проекта, также наименование бизнеса. Эти элементы неотклонимы. Также можно написать город разработки плана, год, число и месяц, когда он был сотворен. Это поможет в случае нарушения прав умственной принадлежности. Часто на титульной страничке бизнес-плана находятся подписи его создателей, но это условие необязательно. Титульный лист не должен быть броским и вычурным: соблюдение формы и норм непременно.
2. Меморандум о конфиденциальности.
Этот раздел бизнес-плана должен содержать информацию о том, что сведения, находящиеся в документе не подлежат разглашению. Другими словами, они являются коммерческой потаенной.
Есть шаблон, который можно использовать в собственном меморандуме:
запрет на распространение инфы без согласия создателя;
запрет на копирование бизнес-плана или каких-либо его частей, публикация их в СМИ;
запрет на передачу документа третьим лицам, если на то не получено согласие создателя.
В тексте могут быть обсуждены и другие условия, также ответственность за их несоблюдение.
3. Резюме.
Лучше, чтоб данная часть была очень обычный, лаконичной и не содержала каких-то определений. Обычно, ее читают очень пристально, а поэтому писать необходимо обычным языком, избегая сложных конструкций. Говоря языком рекламы, план должен «цеплять» на чувственном уровне и подтверждать свою привлекательность на оптимальном.
Обычно, резюме содержит последующую информацию:
Сроки реализации проекта;
Предполагаемая эффективность плана;
Исполнители бизнес-плана, третьи лица и организации, которые будут нужны в этом процессе;
Смета предполагаемых издержек без кропотливой росписи (только базисные направления и конечная сумма);
Меры обеспечения займа (имущество на балансе предприятия, оборудование, недвижимость и проч.).
Главные характеристики бизнес-плана находят свое отражение в резюме, а поэтому составлять его необходимо в самом конце, когда основная масса документов готова. Предпочтительный объем резюме – 2-3 странички.
4. Описание отрасли и предприятия.
Если бизнес-план создается под формирующееся предприятие, то нужно обрисовать его историю, главные экономические характеристики, текущее состояние. Общие сведения о предприятии дадут инвестору осознать, что на рынке Вы серьезно и навечно.
Характеристики финансово-экономической деятельности отражают текущее состояние: средства пойдут конкретно на реализацию проекта, а не на решение старенькых заморочек. Также хорошо включить сюда организационную структуру предприятия. Тогда будет ясно, эффективна ли система управления.
Если Ваше предприятие обладает определенными достижениями, также включите их в бизнес-план. Это делает положительный стиль в очах инвесторов.
Что касается отрасли, то тут необходимо обрисовать ее перспективы, емкость рынка, изученность продукта. Будет очень отлично, если Вы имеете на рынке отличные связи и поддерживаете определенную активность.
5. Описание продукции и услуг.
Тут нужно поведать о том, чем непосредственно Вы собирались заниматься: выпуск промышленной либо элитной продукции, оказание услуг, продажа готового материала. Следует обрисовать весь процесс работы таким макаром, чтоб он был понятен даже неспециалистам. Если есть возможность, проведите прибыльное сопоставление Вашей технологии с теми, которые уже имеются на рынке.
Очень отлично вскользь упомянуть емкость рынка, себестоимости продукта, рентабельность производства. Главные плюсы продукции либо услуг, которые Вы собираетесь продавать, также должны быть включены в этот раздел. Если Вы обладаете патентами либо авторским правом на те либо другие объекты принадлежности, упомяните это тут.
Будет очень хорошо тщательно расписать продукт либо услугу. Используйте в качестве приложения фото, чертежи, макеты, описания. Лицезрев продукт, кредитор может заинтересоваться куда посильнее, чем прочитав сухой текст. Если идет речь об инвестициях в строительство, то необходимы компьютерные визуализации будущих объектов. Такая подготовка точно будет оценена по достоинству.
6. Маркетинг и сбыт продукции и услуг.
Показать свое познание и осознание рынка можно конкретно в этом разделе. Тут должно быть верно и доходчиво объяснено, почему клиенты станут брать конкретно Ваш продукт, а не чей-либо другой. Если у Вас есть собственный план продвижения, опишите все элементы: новые технологии рекламы, отлаженный сбыт, захват рынков. Тогда у инвесторов будет осознание, что Вы разбираетесь в теме.
Если на Вашем предприятии работает специалист-маркетолог, тут можно использовать его познания и продвигать в качестве специалиста. Если нет, то Для вас стоит изучить главные принципы работы в этом направлении. По другому бизнес-план будет очень далек от экономических реалий.
Привлеките к разработке этого раздела человека, который разбирается в сбыте продукции. Не стоит использовать особых определений и научных слов: все это отталкивает и делает работу трудной.
7. Производственный план.
Этот раздел должен включать в себя разные стадии: тестовое создание (обкатка схемы), обычные мощности, перспективы роста. Лучше проработать все нюансы цепи, включая расходы на материалы, создание, амортизацию оборудования. Если идет речь об оказании услуг, то издержки на содержание персонала, аренду площадей и т. д.
Тут можно также сослаться на субподрядчиков, которые возьмут те либо другие производственные циклы. Не достаточно произвести продукт: его необходимо впору реализовать либо поставить на реализацию. Потому постарайтесь варьировать этот пункт планами сбыта, роста, вероятных конфигураций в структуре производства зависимо от экономической ситуации.
8. Организационный план.
Для удачного воплощения планов, нужна отменная команда профессионалов. При этом, зависимо от системы менеджмента, необходимо обрисовывать или структуру, или имеющуюся команду. Очевидно, 1-ый вариант более всераспространен. Поведайте, кто будет управлять проектом, кто будет заниматься правовой поддержкой, на каких критериях будут работать спецы.
Все вероятные партнеры должны быть указаны в этом разделе. Также принципиальное внимание уделяется управлению: тут необходимо перейти на персоналии. Размер оплаты труда также очень важен, так как инвестор должен созидать, куда будут расходоваться средства. Вобщем, этот пункт можно убрать из плана, чтоб не стимулировать излишних вопросов.
9. Денежный план.
Пожалуй, это один важнейших пт Вашего плана. Все числа, графики, статистика должны быть включены в данный раздел. Расчеты должны вестись на базе четких данных, без округлений и допусков. Учитываются последующие причины:
Неизменные и временные издержки на оказание услуг или создание продукции, которые врубаются в цена продукта;
Высчитывается себестоимость продукции либо услуги, причины, которые могут воздействовать на стоимость (конкурентнсть, рост цен на энергоэлементы и т. д.);
Расходы на воплощение проекта (в особенности, если он некоммерческий либо ориентирован на получение прибыли в отдаленной перспективе);
Источники финансирования на разных шагах деятельности;
Общая смета: структура доходов и расходов хотя бы на короткосрочную перспективу;
Наличие имеющихся средств, которые не придется завлекать снаружи.
Если Вы не сможете хорошо высчитать этот пункт, Ваш бизнес-план не будет одобрен инвесторами. Ну и реализовывать его будет очень небезопасно и затратно. Допустим, Вы учитываете безупречную ситуацию, если все будет идти «как положено». Но необходимо, напротив, строить самые сумрачные прогнозы и отталкиваться конкретно от их. Тогда бизнес-план будет вправду близким к реальности.
10. Направленность и финансовая эффективность проекта.
Обычно, на последние пункты обращается сильно мало внимания. Означает, если инвестор кол еблет ся меж решением «за» и «против», сюда необходимо включить дополнительное обоснование. Очень завышенные, оптимистичные прогнозы не необходимы. Во-1-х, их будет тяжело оправдать, во-2-х, возможный партнер начнет волноваться и насторожится. Это большая ошибка всех новичков, которые реально уповают на 200-300 % прибыли. Может быть, в русских критериях это и реально, но в мире показатель на уровне 10 % считается очень удачным.
Также следует отразить, как чувствителен проект к наружным изменениям. Допустим, Ваше создание очень находится в зависимости от цены на энергоресурсы и конъюнктуру рынка. Тогда сам проект будет очень зависим от наружных событий. Это не всегда играет против создателя проекта, но время от времени может значительно ослабить его позиции.
11. Опасности и гарантии.
Хоть какой проект должен учесть риск. В Рф это не только лишь конъюнктура рынка, да и законодательная база, прихоти властей. Ведь игорный бизнес в мире считается сверхприбыльным, а в Рф его практически свернули. Создание принципно новых товаров, оказание тех либо других услуг в дальнейшем может быть прекращено. Кропотливо изучите базу: технические регламенты, законодательство, чтоб обладать этими факторами.
Не считая того, необходимо держать в голове и про форс-мажор, неодолимую силу. Если Вы вначале стра хуе те создание (оборудование, площади), то это будет являться гарантией возврата средств. Если нет, то следует изыскать другие методы обеспечения обязанностей.
Видите ли, неплохой бизнес-план должен содержать огромное количество компонент. Само их наличие не гарантирует принятие его инвесторами, но добавляет аргументов в Вашу пользу. Вы должны знать и осознавать все содержание собственного плана. Переписки и копирование неприемлимо. Обычно, кредиторы желают знать, куда направляются их средства, а поэтому будут очень пристально относиться ко всем пт плана.
Сумев составить грамотный документ, Вы сделаете важнейший шаг в реализации собственных мыслях и чаяний. Вобщем, реализация бизнес-плана принципиальна не меньше, чем его кропотливая проработка.