Профессиональная компетенция главного бухгалтера – одна из составляющих успешной и безопасной работы любого предприятия. В настоящее время профессионалов в области бухгалтерского и налогового учета немного. С одной стороны, квалификация бухгалтеров часто не соответствует современным требованиям. Некоторые бухгалтеры, пользуясь некомпетентностью руководителя в вопросах бухгалтерского и налогового учета, порой вводят его в заблуждение: излишне употребляют профессиональную терминологию, постоянно что-то не учитывают, – в результате ведение бухгалтерского и налогового учета не соответствует установленным требованиям. С другой стороны, российское законодательство, противоречивое и часто меняющееся, значительно усложняет работу бухгалтеров: порой сделать все правильно невозможно, поэтому ошибки в бухгалтерском учете и отчетности неизбежны. Вопрос в том – что это за ошибки и какова их цена. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21. 11. 96 129-ФЗ"О бухгалтерском учете"ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут непосредственно руководители организаций. Что должен знать руководитель о бухгалтерском учете Руководителю любого предприятия необходимо иметь элементарное представление о бухгалтерском и налоговом учете своей организации. Данные бухгалтерского учета позволяют ему систематизировать всю информацию и принимать оперативные управленческие решения. Основные задачи бухгалтерского учета изложены в Федеральном законе от 21. 11. 96 129-ФЗ"О бухгалтерском учете". Напомним основные задачи бухгалтерского учета на современном предприятии: # предоставлять наиболее полную и точную информацию о финансово-экономическом состоянии предприятия; о возможных критических ситуациях в сфере договорных отношений и поставок; о нарастающем дефиците денежных средств и др.; # осуществлять, регулировать и контролировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами; # контролировать работу материально-ответственных лиц предприятия; # обеспечивать своевременное выполнение в полном объеме обязательств предприятия по платежам в бюджет и внебюджетные фонды; # предоставлять в установленный срок в контролирующие органы исчерпывающую и точную, бухгалтерскую и налоговую отчетность предприятия, установленную действующим законодательством. Ответственность перед руководителем предприятия за выполнение указанных задач несет главный бухгалтер. В случае разногласий между руководителем предприятия и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Какой способ проверки выбрать Самый простой и действенный способ проверки работы бухгалтера – проведение инициативного аудита. Общий аудит не дает подробной информации о правильности исчисления налогов, а лишь подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности. Поэтому рекомендуется проводить не общий, а налоговый аудит, который позволит руководителю получить информацию о правильности исчисления налогов и состоянии бухгалтерского учета на предприятии. В ходе проведения налогового аудита перед консультантами или аудиторами нужно ставить следующие задачи: # проверить правильность исчисления и уплаты налогов и сборов; # предоставить рекомендации по порядку правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также по исправлению выявленных ошибок. Аудит – процедура дорогостоящая, поэтому не все имеют возможность его проводить. Как быть в таких случаях? По некоторым признакам можно определить, является ли ваш бухгалтер квалифицированным и нуждаетесь ли вы в помощи профессионалов. Например, подписывая отчетность, стоит поинтересоваться у бухгалтера существенными показателями бухгалтерского баланса. Квалифицированный специалист всегда объяснит, что и по какой строке баланса у него отражено. Руководителю следует обращать внимание на крупные суммы и на соответствие операций, осуществленных в течение отчетного периода, их отражению в балансе. В апреле торговое предприятие приобрело дорогостоящее основное средство. В балансе за первое полугодие оно должно быть отражено по строке (коду показателя) 120"Основные средства"либо по строке 130"Незавершенное строительство"– в случае, если основное средство не введено в эксплуатацию. Недопустимая ошибка – когда актив баланса не равен пассиву. Следует иметь в виду, что бухгалтерская отчетность, которую вам приносят на подпись, как правило, должна быть объемной. Руководителю целесообразно проверить, имеются ли в папках с отчетностью прошлых периодов отметки соответствующих органов. Очень распространенным нарушением является отсутствие отметки на отчетности, которая подлежит сдаче в органы Госкомстата России. При автоматизированном ведении учета можно попросить бухгалтера сформировать в компьютере оборотно-сальдовую ведомость на произвольную дату. В ней не должно быть никаких отрицательных остатков сумм, выделенных красным цветом, например по таким счетам учета, как счет 10"Материалы", счет 50"Касса", счет 51"Расчетные счета", счет 41"Товары"и т. п. На что следует обратить особое внимание Бухгалтерские программы значительно облегчают жизнь современного бухгалтера и существенно экономят его время. Особое внимание нужно обращать на следующие тревожные моменты: # вам не приносят на подпись первичные документы (кассовую книгу, акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры и др.), хотя вы не передавали своих полномочий, например по доверенности другим лицам; # ваш бухгалтер ведет учет вручную и не стремится перейти на автоматизированный учет; # бухгалтер не интересуется изменениями в действующем законодательстве, не выписывает специальную литературу, не ходит на семинары, не просит установить справочно-правовую базу. В этом случае стоит задуматься над соответствием профессиональной компетенции бухгалтера предъявляемым требованиям; # заработная плата на вашем предприятии выплачивается один раз в месяц, в то время как в соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. Какие документы являются обязательными Независимо от формы собственности и применяемой системы налогообложения, на предприятии должны быть в наличии как минимум следующие документы: # кассовая книга (формируется ежегодно, должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью); # расчетные ведомости по заработной плате; # главная книга (формируется ежегодно, должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью); # приказы о приеме, увольнении сотрудников и предоставлении им отпусков; # личные карточки сотрудников; # штатное расписание; # табель учета рабочего времени за каждый месяц с начала деятельности; # трудовые договоры с сотрудниками; # бухгалтерская и налоговая отчетность (с отметками ИМНС, фондов, и органов статистики либо с квитанциями о почтовом отправлении, с описью вложенных документов); # документы по учету основных средств (если они есть на предприятии). Данный перечень не является исчерпывающим для предприятия, осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность. Если предприятие применяет традиционную систему налогообложения, к перечисленным документам добавляются следующие: # книга продаж (формируется ежемесячно либо ежеквартально в зависимости от того, с какой периодичностью сдаются декларации по НДС); # счета-фактуры выданные (журнал учета выданных счетов-фактур); # книга покупок (формируется ежемесячно либо ежеквартально в зависимости от того, с какой периодичностью сдаются декларации по НДС); # счета-фактуры полученные (журнал учета полученных счетов-фактур); # приказ об учетной политике организации (для целей бухгалтерского и налогового учета); # регистры налогового учета; # регистры бухгалтерского учета (если бухгалтерский учет ведется вручную). Для чего нужна учетная политика Учетная политика организации составляется с учетом требований, изложенных в Положении по бухгалтерскому учету"Учетная политика организации"(ПБУ 1/98), утв. приказом Минфина России от 09. 12. 98 № 60н. Рассмотрим подробнее вопрос об учетной политике, которая формируется главным бухгалтером (бухгалтером) при непосредственном участии руководителя предприятия и утверждается его приказом. Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации. Учетная политика организации является документом для внутрифирменного использования и практическим руководством для всех сотрудников, т. к. определяет порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. Как правило, составляются две учетные политики: для целей бухгалтерского учета и налогообложения, но это может быть и один документ с двумя обособленными разделами. Учетной политикой должны быть утв ерждены документооборот предприятия, рабочий план счетов, порядок и сроки проведения инвентаризации. С помощью учетной политики можно урегулировать многие альтернативные, спорные либо не отрегулированные законодательством моменты. Вы предоставляете покупателям отсрочку платежа, т. е. оплату за товары (работы, услуги) получаете гораздо позже отгрузки. В этом случае в учетной политике выгодней определять базу по НДС"по оплате". Если у вас такая ситуация, а НДС вы платите"по отгрузке", получается, что вы уже должны уплатить НДС в бюджет, несмотря на то, что деньги за реализованный товар еще не получены. В учетной политике организации для целей налогообложения необходимо описать, каким образом строится налоговый учет на предприятии, и утвердить регистры налогового учета. Распространенная ошибка – отсутствие регистров налогового учета на предприятии. Бухгалтеры объясняют это отсутствием различий между бухгалтерским и налоговым учетом. Однако даже при отсутствии этих различий учетной политикой должно быть утверждено, что для целей налогового учета используются регистры бухгалтерского учета, которые являются приложениями к приказу об учетной политике и формируются в течение налогового периода. Обратите внимание на то, как хранятся документы. Аккуратность – важная черта главного бухгалтера. В его отсутствие вы всегда должны суметь найти нужный вам документ. Контролируя работу главного бухгалтера, учитывайте, что ему, как и всем людям, свойственно иногда ошибаться. Поэтому не забывайте о корректности по отношению к вашему бухгалтеру и уважайте его нелегкий труд Авторы: Е. В. Лысова
КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ГЛАВБУХА» БИЗНЕС КЛЮЧИ
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Страница: 1